КОРОТКОКЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ КАРАЧАЯ И БАЛКАРИИ
С.А. Эльканов
Известия Карачаевского НИИ. Вып. 10. — Черкесск: ИКО «Аланский Эрмитаж», 2014. С.48-58
В комплексе вооружения карачаевцев и балкарцев позднего средневековья и нового времени коротко-клинковое оружие представлено боевыми ножами и кинжалами общекавказского типа.
Вопреки распространенному заблуждению о происхождении кавказских кинжалов со времен раннего железа и даже бронзы, кинжалы, известные сейчас как кавказские, появились у народов Кавказа не ранее рубежа XVII-XVIII вв., причем они не имеют какой либо связи с древним оружием региона, в том числе конструктивных и технологических.
Очевидной представляется связь появления кинжалов с распространением огнестрельного оружия в это же время. Хотя оно на Кавказе было известно уже с конца XIV века, говорить о его широком распространении в то время не приходится, прежде всего, в силу несовершенства конструкции и непригодности фитильного замка для местных условий. И только к концу XVII – началу XVIII века из Ирана и Турции начинают поступать надежные, кремневые ружья, что практически сразу повлекло за собой существенные изменения в комплексе вооружения, снаряжении и частично – одежде. Из этих же стран стали поступать в продажу и кинжалы, в зоне турецкой торговли за ними закрепилось турецкое название «кама», в других – персидско-арабское «ханджар/ханжал». Исторических сведений того времени немного, например, о торговле турецкими кинжалами на Черноморском побережье Кавказа в середине XVIII века сообщает французский консул в Крыму Ш.Пейсонель; в рапортах российского военного ведомства есть сведения о турецких поставках оружия в Кавказскую войну (в т.ч. упоминаются и кинжалы), есть сведения о торговле армянских купцов турецкими кинжалами на Черноморском побережье. Но и этих сведений достаточно, чтобы проследить два вектора распространения кинжалов на Кавказе: а) Иран – Восточное Закавказье – Дагестан; б) Турция –Черноморское побережье Кавказа — Северо-Западный и Центральный Кавказ. Конечно же, народы Кавказа, имеющие давние традиции металлообработки и оружейного дела, стали и сами производить это оружие, внося конструктивные и технологические изменения, отделывая оправы в традиционной для Кавказа ювелирной технике, заимствуя друг у друга наиболее удачные решения. Это со временем привело к созданию общекавказского кинжала разных региональных типов, хорошо знакомых любителям кавказского оружия.
После более чем тысячелетнего перерыва кинжал вновь стал личным оружием повседневного ношения, полностью вытеснив боевые ножи. Конечно же, ножи хозяйственно-бытового назначения продолжали носить с собой все мужчины, начиная с юного возраста, и нередко применять их в качестве боевого, что можно оценивать как некоторую универсализацию хозяйственного ножа за счет увеличения и упрочнения клинка.
К сожалению, у народов Северного Кавказа осталось исключительно мало сведений об оружии до присоединения к Российской империи и фиксации в российских источниках. Только в лексическом фонде сохранились названия, точное значение которых восстанавливается с трудом.
В настоящей статье автор предлагает свои версии значения некоторых терминов коротко-клинкового оружия в карачаево-балкарском языке на основе сопоставления с терминами сопредельных оружейных культур. Рассмотрим в этой связи в общих чертах общественно-политическую ситуацию региона в позднем средневековье и в начале нового времени.
Фото 1. Боевой нож золотоордынского воина позднего средневековья. Длина клинка 33 см, ширина у пяты 3 см
Завершающим этапом этногенеза карачаево-балкарского народа наука считает золотоордынское время. Нахождение в составе могущественной империи с развитым военным делом, международной торговлей, производственными и экономическим отношениями, связями со многими странами не могло не отразиться в лексике карачаево-балкарского народа, как, впрочем, и других народов Северного Кавказа. Но, как ни странно, терминов коротко-клинкового оружия того времени не сохранилось, а общетюркское название ножа – бычакъ – бытовало и задолго до монгольского нашествия. Автору неизвестны находки кинжалов до золотоордынского времени и в археологии Северного Кавказа.
Фото 2. Ножевые клинки с клеймами золотоордынского времени
Вероятно, переход еще в хазарское время с мечей на сабли (предполагающие значительные изменения в тактике боя), широкое распространение легких защитных доспехов, кольчуги, наличие в комплексе вооружения более эффективных в ближнем бою против защищенного противника средств (булав, топоров, чеканов) сделало ненужным кинжалы, обязательные у каждого воина еще в гуннское время. А для боевых ножей какого-то специального термина, помимо бычакъ, видимо и не существовало.
Фото 3. Клинки ножей с клеймами мастерских золотоордынского периода Центрального Кавказа (во втором ряду в центре – клеймо «гурда», или «челюсти»)
Надо отметить, что хозяйственно-бытовых ножей золотоордынского времени встречается много, часто клейменных, что говорит о развитом ножевом производстве в регионе, вероятно в известных торгово-ремесленных центрах Центрального Предкавказья (напр., Маджар, Джулат).
С распадом Золотой орды и исчезновением централизованной власти и законов, нарушаются все торговые и производственные связи, угасает жизнь в городах, торговые пути, проходящие через предгорья, переходят в более безопасные регионы, торгово-денежные отношения сменяются натуральным обменом, и малочисленные народы вне империи обосабливаются в горных ущельях — естественных природных крепостях. Горцы большинство необходимых в быту предметов производят своими силами. И только некоторые виды ремесел, такие как оружейное, ювелирное и кузнечное продолжают оставаться отдельным видом хозяйственных занятий.
Тем не менее, многие виды необходимых товаров горцам приходилось приобретать в Закавказье (на рынках Рачи, Сухуми), а также в Крыму, откуда поступали знаменитые крымские ружья и ножи.
Фото 4. Крымский боевой нож – пчак (из журнала «Клинок»)
По сообщению французского консула в Крыму Ш. де Пейсонеля (1753–1757 гг.), «слава о татарских ножах распространена по всему миру; они действительно превосходного закала и довольно красивой формы». Указывается, что в Бахчисарае «имеется сто ножевых мастерских», в Кафе – от 4 до 5, в Гезлевэ – от 10 до 12, в Кара-су – 1, в Балаклаве – 2, в Перекопе – 3 или 4, причем «все эти мастерские изготовляют в обычный год около 400 000 ножей». Среди них были «ножи с рукояткой из рогов быка, дикого козла, из слоновой кости, из рыбьих зубов.., рукоятки украшенные кожей, серебром и золотом, с простым и дамасским лезвием». Эти ножи вывозились в Россию, Польшу, Молдавию, Валахию, Анатолию и Константинополь, «откуда они распространяются не только по всей Оттоманской империи, но и по другим странам». Как пишет консул, крымские ножи он видел «в продаже даже в Париже». Ежегодно из Крыма в Черкесию ввозилось 5–6 тыс. ножей. (Ш. Пейсонель. Трактат о торговле на Черном море//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII–XIX вв. Эльбрус. Нальчик. 1974)
Касаясь приведенного сообщения и других источников, исследователь ножевого промысла Крыма Баурджан Сулейманов пишет, что «имеются документальные основания утверждать, что ножи, известные в современной литературе под названием “ятаганых”, являются ножами-“пчак” преимущественно крымского изготовления. Этот же нож, вероятно, был известен в России, как «ногайский», а в Украине, как “колiй”» (Жур. «Клинок», № 2(23), 2008).
В связи с термином «колiй» можно напомнить карачаево-балкарский термин «голия», переводимого почему-то в значении «стрела» и даже «штык» (Къарачай-малкъар тилни ангылатма сёзлюгю. Т.I. Нальчик: Эль-Фа,1996. – С.603). Но термин «стрела» в этом языке всегда обозначается общеизвестным садакъ окъ, а штык у горцев никогда не бытовал. На наш взгляд, «колiй» и «голия» – термин тюркского происхождения, обозначавший разновидность ножа, в данном случае – крымского. На это указывает не только созвучие, но и семантика термина (в обоих случаях, как бы то ни было, речь однозначно идет о холодном оружии).
Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что в арсенале карачаево-балкарских воинов указанные эти видя боевых ножей (золотоордынского и крымского типов) бытовали в эпоху позднего средневековья и (в отношении крымского-пчак) нового времени. Большие их размеры косвенно указывают именно на боевое назначение этих ножей.
Рис.1. Нож из Карт-Джуртского могильника XV–XVII вв. (по Х.Х.Биджиеву)
Разумеется, боевые ножи делали и сами карачаево-балкарцы. В КартДжуртском могильнике XV-XVII вв. археологами выявлены ножи, которые имеют размеры от 15- 16 см до 20-22 см (Рис.1). Археолог Х.Х.Биджиев отмечал, что в этом могильнике встречаются только однолезвийные, черешковые ножи», рукояти которых «изготовлялись из дерева или кости.., насаживались на узкий черешок». Указывается на то, что «ножи в деревянных или костяных ножнах (найдены остатки ножен) носились на поясе, — справа или слева», а «наличие их в погребениях, по-видимому, надо связывать с древней традицией захоронения умерших с боевым оружием». Об этом свидетельствует то, что эти ножи выявлены «только в мужских погребениях» (Биджиев Х.Х. Могильник Карт-Джурт //Археология и этнография Карачево-Черкесии. Черкесск, 1979. С.20).
Фото 5. Карачаево-балкарский нож-бычак. XIX в.
Фото 6. Карачаево-балкарский нож «бычакъ» работы современного мастера Хамзата Бачиева.
В карачаево-балкарском языке, наряду с понятными названиями кинжалов (такими как «къара къама — черный кинжал» — кинжал с железными деталями рукояти и ножен, не украшенный серебром, «акъбаш къама – белоголовый кинжал»— кинжал с рукоятью из белой кости, обычно из моржового клыка, «кюмюш къама – серебрянный кинжал»), существуют термины, на наш взгляд не совсем верно объясняемые в словарях, такие как «думада къама» и «джылан къама». Не претендуя на истинность суждений, предложим свои версии значения этих терминов.
«Думада къама» на наш взгляд – разъемный кинжал середины XIX в. века (фото 7), о котором, видимо, и пишет Г.Н.Прозрителев: «Среди кавказского оружия известен еще кинжал под названием «Кама». Кинжал этот состоит из двух половин, которые по желанию, могут быть скреплены в один кинжал или же разъединены для действия обеими руками. Такой кинжал закавказской работы… хранится в Эрмитаже…» (Г.Н.Прозрителев. Кавказское оружие /Оружие кавказских горцев/. Ставрополь, 1915. – С.18. Примеч. Издателя).
Фото 7. Разъемный кинжал из коллекции А.Гнедовского
В старом словарном фонде карачаево-балкарского языка слова с корнем «дума» обозначают парность («думадулла» – двое мужчин одного возраста, «думадылан» – теленок, сосущий двух коров). Видимо, с тем же корнем связано и обозначение этого разборного, парного по своей сути, кинжала.
Долгое время не удавалось найти какого-либо разумного объяснения термину джылан къама – «змеиный кинжал». Но несколько лет назад наш коллега-оружиевед из Москвы, Дмитрий Захаров прислал фотографии кинжалов со стилетообразными клинками из города Афьон в Турции, произведенных там же в XIX веке (фото 8). Коллега сообщил, что продавцы их называли «черкес къама», а нам известно, что в районе г.Афьона имеется община диаспоры. карачаево-балкарцев, которых в Турции, как и других выходцев с Северного Кавказа, именуют черкесами. Видимо такие кинжалы бытовали в Карачае и Балкарии. Добавим, что аналогичные кинжалы известны и в Грузии (фото 9), откуда они, видимо, и проникли в Турцию. Судя по всему, это были противокольчужные кинжалы; их узким, как шило, острием можно было проткнуть кольчугу в отверстия колец, нанося «точечную», как укус змеи, рану. Такая ассоциация и могла породить определение «змеиный» по отношению к данному типу кинжала. Предложенная версия нам кажется наиболее вероятной, хотя и требующей подтверждения в дальнейших исследованиях.
Фото 8. Кинжал из г.Афьона
Фото 9. Фото кинжала из причерноморской Грузии Из коллекции А.Гнедовского
Упоминания в источниках XIX века и в фольклоре оружия и оружейных мастеров Карачая и Балкарии позволяют нам сделать вывод о довольно развитом оружейном деле. Если самым известным ружейным мастером региона в конце XVIII века считался карачаевец Машук (Мечука) Хубиев, то в Балкарии был знаменит мастер Мусукаев, чьи кинжалы («Мусукай къама») упоминаются в фольклоре карачаево-балкарцев; мы также встречаем упоминание о продукции этого балкарского оружейника и в кабардинском фольклоре дореволюционной записи:
Мусэкъей къамэр си щ IытIы белщ.
Губгъо къамылыр си хьэдэ пхъэмгъущ.
Мусакаевский (марка, данная по имени мастера) кинжал
– мне штыковая лопата,
Полевой камыш – мне доска для захоронения.
(СМОМПК. Вып. 25. Тифлис, 1898. Отд. I. С.9).
К сожалению, пока у автора нет ни образцов оружия Мусукаева, ни биографических сведений о нем.
На основании известного нам небольшого количества карачаевских и балкарских кинжалов первой половины и середины XIX века, попытаемся выделить определяющие признаки этих кинжалов. Клинки большинства из них без долов, с ребром по центральной оси клинка или же с одним смещенным относительно центра долом. Эти клинки – значительной длины, 40 см и более, при относительно небольшой ширине; оба лезвия параллельные, без сужения до последней четверти клинка, спуск лезвий к клинку плавный и равномерный. Клинки иногда закавказского производства, но, похоже, заказывались традиционного размера и формы. Рукоять – небольшого размера, с тремя заклепками. Отличительная черта – полная оковка головки ручки кинжала или круглая пластинка на торце головки, часто с тамгой владельца.
Применяемая ювелирная техника в отделке – гравировка по серебру, чернение, зернь, орнаментика карачаево-балкарская, часто встречаемая и на других предметах прикладного искусства. Типологию и орнаментику карачаево-балкарского оружия мы надеемся осветить более подробно в дальнейших публикациях.
Фото 10. Клинки карачаево-балкарских кинжалов.
Фото 11. Оформление головок рукояти карачаево-балкарских кинжалов.
Имена лучших мастеров XIX века, таких как Муталиб Джаттоев, Джамбулат Башиев, Кязим Мечиев, Джумарык Ачабаев (Гочияев), К.Темирджанов были известны в Карачае, Балкарии и у соседних народов.
Фото12. Джумарык Ачабаев
Дореволюционное сообщение 1895 г. гласит, что у балкарцев к числу известных промыслов относятся «выделка бурок и холодного оружия» (Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи. СПб, 1895. С.8).
Но, вместе с тем, к концу XIX века оружейное производство в Карачае и Балкарии угасало в силу таких причин как экономическая нецелесообразность, запреты царской администрации, конкуренции дагестанских отходников.
В.М. Сысоев (1892 г.) приводит слова стариков Карачая о том, что раньше (до появления фабричных изделий) у них «оружие и необходимые в хозяйстве вещи приготовлялись своими мастерами» (В.М.Сысоев. По истокам Кубани и Терека // Сборник материалов для описа-ния местностей и племен Кавказа. Вып.14. Тифлис. 1892. С.111).
В начале ХХ-го века изготовление кинжалов возрождается на более высоком уровне ювелирной техники и продолжается до 1943–44 годов, до преступной сталинской депортации карачаево-балкарского народа в Среднюю Азию и Казахстан.
С.Н.Попов, побывавший в Карачае в конце 1920-х гг., выделяет из других видов кустарных промыслов необходимо кузнечный промысел, отмечая, что «выделкой кинжалов, ножей, мелких частей, упряжи и предметов домашнего обихода занимаются в Карачае триста с лишним человек, производя продукции на 200.000 руб.» (С.Н.Попов. Пешком по Карачаю. Ростов-на-Дону, 1931. С.70).
Фото 13. Карачаево-балкарский кинжал начала 19-го века.
Фото 14. Карачаево-балкарский кинжал и головка его рукояти(нач. ХХ в.) Из коллекции Алексея Гнедовского.
Фото 15. Серебряные детали ножен кинжала князя Темирчока Карабашева, работы карачаевского мастера начала 19-го века.
Фото 16. Серебряные детали ножен кинжалов, принадлежавших Хубиеву Чомуру и Шидакову Ибрагиму. Работа карачаевских мастеров серебряного дела. Сами кинжалы конфискованы во время депортации.
В отличие от оружейного производства Дагестана и Грузии XIX века, традиционное оружие народов Северного Кавказа (в том числе и карачаево-балкарского) того же столетия, к сожалению, не попало в поле зрения исследователей прошлого, видимо, ввиду небольших масштабов производства. Имеющиеся в разного рода источниках немногочисленные упоминания о производстве оружия, о мастерах, кроме констатации факта, не дают никакой информации о самом оружии. Из-за трагических итогов Кавказской войны, с массовым переселением горцев в Турцию, оружия этого региона практически нет в музейных и частных собраниях. Будем надеяться, что с развитием средств массовых коммуникаций, оцифровкой архивов, музейных коллекций, возникнут новые возможности для изучения этой интересной области кавказской истории.