Представители Карачая на службе в Собственном Его Императорского Величества Конвое
Ш.М.Батчаев
Материалы VII Международных
Дворянских чтений.
Краснодар, 2011. С.95-100
Лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон (1828-1857) [Кавказский эскадрон (1857-1882)], сформированный по указу Императора Николая Павловича из представителей горской аристократии, как известно, предназначался для конвойной службы при Высочайшем Дворе. Пройдя в течение нескольких лет службу в этом элитном подразделении, горцы, произведенные в большинстве своем в офицеры, возвращались на Кавказ, где прикреплялись к казачьим и кавалерийским полкам, либо поступали на административную службу. За время существования полуэскадрона в нем служили представители практически всех народов Кавказа.
Количество карачаевцев, проходивших службу в Конвое, конечно, несравнимо с другими горцами. Тем не менее, их судьбы, на наш взгляд требуют своего исследования. На сегодняшний момент нам удалось выявить следующих представителей Карачая.
Карамырзаев (Карамурзин) Бек-Мырза Таусолтанович (около 1840 — после 1900 г.) родился в княжеской семье в с. Карт-Джурт. Получил начальное образование. Участвовал в Кавказской войне. Произведен в прапорщики 01.06.1864 г. В 1866 г. поступил оруженосцем в состав конвоя. 21.08.1869 г. в чине прапорщика вернулся на родину, где числился по милиции. Был награжден серебряной медалью «За службу в Собственном Конвое Государя Императора Александра Николаевича» [1]. Принимал активное участие в Русско-турецкой войне 1877- 1878 гг. Был субалтерн-офицером 1-й сотни пешей милиции горцев Баталпашинского уезда, участвовавшей в походе Марухского отряда русских войск через перевалы летом 1877 г. и освобождении Абхазии [2]. В представлении к награждению, составленном начальником Баталпашинского уезда капитаном Ф.А. Кузовлевым 28 ноября 1877 г., отмечалось «Всегда аккуратным и толковым исполнением поручений на службе милиции, возложенных на него, как хорошо знающего русский язык,… обращал на себя внимание. Принимал участие в перестрелках под Сухумом. За таковую усердную и полезную службу полагал бы наградить чином подпоручика». Начальник Кубанской области генерал-лейтенант Н.Н. Кармалин выразил свое согласие и поддержал это ходатайство [3]. В 1878 г. за отличия в войне Б.-М. Карамырзаев был произведен в чин подпоручика милиции [4]. Впоследствии активно занимался общественной деятельности, был представителем селения Ташкепюр, где проживал в последние годы.
Сары-Мырза Абдурахманович Боташев родился около 1849 г. в дворянской (узденской) семье в с. Карт-Джурт. Прошел «курс наук с отличным успехом в Каладжинской горской школе и весьма хорошо грамотен». С 19 лет служил всадником сотни Кубанской горской постоянной милиции. Имел «весьма хорошее состояние» [5]. В 1873 г.
был основным кандидатом на включение в состав Конвоя от Баталпа- шинского уезда, однако в окончательный набор не попал [6]. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В представлении его к награждению, составленном начальником Баталпашинского уезда капитаном Ф.А. Кузовлевым 28 ноября 1877 г., отмечалось: «Не состоя на службе и не получая никакого жалования, он, в течение двух месяцев, находился при заведующем транспортом, помогая ему в исполнении всех лежавших на нем обязанностей. И как человек грамотный и горец был весьма полезен. За что полагал бы наградить малой Золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Анненской ленте». Ходатайство было поддержано Начальником Кубанской области генерал-лейтенантом Н.Н. Кармалиным, который, правда, заменил награду Серебряной медалью «За усердие» для ношения в петлице на Станиславской ленте [7]. Ею и был награжден С.-М. Боташев в 1878 г. [8]. В последующие годы С.-М. Боташев занимался общественной деятельностью.
Наиболее известен из представителей Карачая, служивших в Императорском Конвое, Ислам Пачаевич (Хасанович) Крым-Шамхалов. Он родился около 1860 г. в с. Карт-Джурт. Его дед — правитель (олий) Карачая Ислам Ачахматович Крым-Шамхалов, подписавший договор о вхождении Карачая в состав Российской Империи в 1828 г.
После ранней смерти матери (около 1871 г.) И. Крым-Шамхалов воспитывался дядей по матери И.М. Урусбиевым в Баксанском ущелье, где получил домашнее образование (арабское письмо, основы мусульманского вероучения, русский язык), его некролог указывает, что «как мусульманин, он читал Коран и прекрасно знал по-арабски». В 1877 г. поступил на учебу в Ставропольскую мужскую гимназию (на горское отделение), где проучился два года [9]. В конце 1878 г. поступил на службу в Собственный Его Императорского Величества Конвой, в последнем составе которого прослужил три года. Высочайшим приказом 8.10.1881 г. произведен в чин прапорщика [10]. Как служивший при Императоре Александре II, погибшем в результате трагедии 1 марта 1881 г., получил право на ношение жетона с вензелем Императора.
По окончанию службы вернулся на родину, занимался домашним хозяйством. В1891-1892 гг. работал конторщиком на руднике «Эльбрус» . В это время устанавливается его дружба с известным поэтом К. Л. Хетагуровым. После переезда на место будущего курорта Тебер- да в 1893 г. служил в лесничестве: в начале в качестве помощника, а затем заведующим Карачаевскими общественными лесами [11]. Вел борьбу с браконьерством и незаконной вырубкой леса [12].
Ислам Крым-Шамхалов вел активную общественную деятельность. В начале XX в. он был избран на должность общекарачаевского казначея. Затем был избран общекарачаевским доверенным («доверенный Карачаевского народа») (1905-1909 гг.). В этом качестве участвовал в работе съезде Уполномоченных аульных обществ, где рассматривался земельный вопрос (2.02.1908 г.) [13].
И. Крым-Шамхалов сыграл решающую роль в развитии курорта в Тебердинском ущелье. Предложения о его развитии им было подготовлены вместе с вторым доверенным Ахматом Байрамуковым и направлены наместнику Кавказа графу И.И. Воронцову-Дашкову в 1909 г. [14]. Как отмечается в некрологе, Крым-Шамхалов «путем рекламирования и пропаганды, обратил всеобщее внимание» на этот курорт.
Ислам Крым-Шамхалов проявил себя также как мыслитель, деятель культуры и искусства. Он призывал мусульманские народы брать от Запада только те достижения, которые полезны народу — социальные, образовательные, научные достижения (горцу «нужно сделаться научно просвещенным человеком»), но сохранять богатство своего духовного уклада (горцы должны «безусловно и обязательно оставаться горцами и по воспитанию, и по духовному складу») [15]. В дореволюционных публикациях о нем говорится, что Крым-Шамхалов «был поклонником Л.Н. Толстого».
Он внес значительный вклад в национальное изобразительное искусство, являлся первым профессиональным художником Карачая. Поступал в «Училище ваяния, зодчества и живописи» (художественную школу) в Москве, но в первый же год обучения заболел туберкулезом и вернулся в Теберду (в 1898 г.). Обучался изобразительному искусству у знаменитого художника-передвижника Н. А. Ярошенко, который неоднократно посещал Большой Карачай, долины рек Эшкакона, Теберды, Зеленчуков; и написал до 25 произведений, в которых воплощены пейзажи и образы людей Карачая. В книге И.В. Мушкетова «Геологический очерк ледниковой области Теберды и Чхалты на Кавказе» (1896) помещены рисунки Крым-Шамхалова: «ВершинаБель-ала-кая»; «Вершина Домбай-Ульгена»; «Вершина ледника Птыш»; «Ледник Аманауз»; «Ледник Алибек-Ульген»; «Клухорская тропа»; «Клухорское озеро». В Кисловодском доме-музее Н. А. Ярошенко сохранилось два произведения Крым-Шамхалова — картина «Ярошенко на этюдах в Березовской балке» и горный пейзаж. В разных источниках упоминаются его работы — пейзажи «Чертов замок», «Уборка сена», «Домбай-Ульген», «Муху-Баши», «Бадукскиеозера», «Березоваяроща», «Лес», «Аманауз», «Озеро Кара-Кёль», «Сосна», образы людей — «Женщина с ребенком», «Сказитель», «Стариккарачаевец», «Стога», «Портретженщины», «Портрет юноши», «Мать и малыш». Его произведения экспонировались на художественной выставке в Москве [16].
Имеются данные о том, что Ислам Крым-Шамхалов являлся зачинателем в культуре Карачая европейского музыкального искусства (хорошо играл на скрипке; обучался музыке у композитора Венявского) [17].
По имеющимся данным, свою литературную деятельность он начал с 16-17 лет, проявил себя как в поэзии, так и в прозе. Лишь в советское время впервые опубликованы его поэтические произведения: «Волк и кот» (на карачаевском языке, 1926), «Из альбома» (на карачаевском языке, 1965), а в постсоветское — литературные переводы на русский язык стихотворений «На берегу моря», «Оживляя холодные камни…» (2003), «Сон», «Лев и слон» (2004) в переводе члена СП СССР и РФ А.А. Суюнчева. Из прозы сохранился рассказ «Карачаевское горе» (опубликован в 1910 г.). Ряд произведений был утерян после смерти автора [18].
Ислам Крым-Шамхалов проявил себя и как талантливый публицист. Известны его статьи «Новое богатство Карачая» (газета «Северный Кавказ», Ставрополь, 1896. №26), «Из Карачая» (газета «Кубанские областные ведомости», Екатеринодар, 1903. №100), «Письмо в редакцию» (журнал «Мусульманин», Париж, 1910. № 2. С.55-56). Имеются данные о литературно-переводческих работах (упоминается перевод басен Крылова) [19].
Вел И. Крым-Шамхалов и научную деятельность. Известны его селекционные опыты, направленные на возрождение национальных пород скота (в первую очередь — крупного рогатого). Он отмечал, что молоко коров карачаевской породы, даже при том, что они не имеют «ни теплого помещения, ни достаточного количества сена, никакого зернового корма» — превосходит по жирности (4,79%) молоко привозного племенного скота (4,19%), живущего «при всем полученном комфорте». Им, первым среди карачаевцев в Теберде, был заведен образцовый сад [20].
Известны его усилия в области филологии; по публикации 1911г. известно, что он «работал над изобретением азбуки для карачаевского языка» на основе латинской графики [21].
И. Крым-Шамхалов собрал коллекцию полезных ископаемых края. Также активно содействовал геологической экспедиции профессора И.В. Мушкетова(1895г.), предназначенной обследовать район Теберды-Домбая в связи с проектом прокладки железнодорожной трассы к Черному морю через Главный Кавказский Хребет (на участке между р. Аманаузом и долиной Чхалты планировалась прокладка девятикилометрового тоннеля). И.В. Мушкетов писла о роли Крым-Шамхалова: «Он полезен мне был в организации каравана и подборе проводников, а также своими прекрасными рисунками наиболее типичных, исследованных нами ледников» [22].
Помимо этого, Ислам Крым-Шамхалов осуществлял предпринимательскую деятельность, был инициатором аграрного новаторства. Для создания первой в Карачае образцовой молочной фермы в январе 1895 г. он арендовал на 12-летний срок в Теберде земельный участок. Для непосредственного ознакомления с передовым молочным хозяйством страны Крым-Шамхалов совершил поездки в разные районы Центральной России, где посетил образцовые фермы А. Герна (Смоленской губернии), молочную школу Верещагина (с. Едимоновка Тверской губернии), отдел молочного хозяйства и скотоводства на Нижегородской выставке (1896 г.). Наладив свое сыроваренное производство, Ислам посчитал необходимым на год нанять сыровара из школы Н. Верещагина — С. Морозова. Его сыроваренный цех (оснащенный передовой для своего времени техникой типа сепаратора Аль- фа-беби «большого калибра») с 1896 г. выпускал несколько сортов сливочного масла, популярный сорт сыра «Бакштейн», который раскупался нарасхват [23]. Он стремился наладить производство по последнему слову экономической науки. И. Крым-Шамхалов был первым карачаевцем, владевшим своим заводом (скипидарным) [24].
Умер Ислам Крым-Шамхалов в результате обострения туберкулеза 3 декабря 1910 г. в Ялте, где был первоначально похоронен (на местном мусульманском, крымско-татарском кладбище) [25]. Три месяца спустя карачаевская делегация (во главе с А.М. Байрамуковым) перевезла его из Крыма в курорт Теберду, где И. Крым-Шамхалов был похоронен вторично (могила находится на общественном кладбище Джамагъат на правобережье р. Теберды) [26].
На сегодняшний день выявлены, таким образом, два карачаевца, которые прошли службу в Императорском Конвое. Новые разыскания, возможно, позволят расширить этот список.
Примечания
- Государственный архив Краснодарского края(ГАКК). Ф. 396. Оп.1. Д. 2089. Л. 335об.
- ГАКК. Ф. 396. Он. 1. Д. 2256. Л.5.
- ГАКК. Ф. 396. Оп.1. Д. 2089. Лл. 335об-336.
- Приказы по Кубанскому казачьему войску за 1878 г. № 355
- ГАКК. Ф. 454. Оп.7. Д. 169. Л. 15.
- Там же. Л. 62 об.
- ГАКК. Ф. 396. Оп.1. Д. 2089. Лл.237-238.
- Приказы по Кубанскому Казачьему войску за 1878 г. № 447.
- Памяти умершего в Ялте Ислам-бия Крым-Шамхалова // Мусульманин. — 1911. — № 6-7.
- Вершигора АД. Горские офицеры и полные георгиевские кавалеры Кубанского казачьего войска и территории Кубанской области на службе России (конец XVIII — начало XX в.). / http://slavakubani.ru/
- Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX — начала XX в. Избранное. Сост., пред., комм. Т.Ш. Биттировой. — Нальчик: «Эльбрус», 1993. — т.1. С. 123.
- ГАКК. Ф. 454. Оп.1. Д. 5295.
- Хатуев Р.Т. Ислам-Бий. — Черкесск, 2009. С.44.
- Архив Карачаевского научно-исследовательского института. Ф. 12. Д. 51. Л. 5-6.
- Письмо И. Крым-Шамхалова — Мусульманин — 1910-, №2. С. 55-56.
- Баразбиев М.И. Генеалогия Ислама Крым-Шамхалова // Генеалогия Северного Кавказа. — 2002. — № 4.
- Хатуев Р.Т. Ислам-Бий. С.77.
- Суюнчев А. «Я вместе с друзьями нес факел просвещения» // Экспресс-Почта. — 2004. — 22 апреля
- Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX — начала XX в. Избранное. Т.1. С. 124.
- Шаманов И.М. Земледелие и земледельческий быт карачаевцев // Из истории сельского хозяйства Карачаево-Черкесии. — Черкесск, 1971. — С.92, 93
- Памяти умершего в Ялте Ислам-бия Крым-Шамхалова // Мусульманин. 1911. № 6-7
- Мушкетов И.В. Геологический очерк ледниковой области Теберды и Чхалты на Кавказе. — СПб. 1896. С.З.
- ГАКК. Ф. 454. Оп.2. Д. 946. Лл.9-12
- Тебуев Р.С. Зарождение промышленности в Карачаево-Черкесии (40-е гг. XIX в. — 1917 г.). — Черкесск, 1975. С. 147
- Мусульманин. -1911. — № 1.
- Личный архив автора.