Воскресенье , 6 Октябрь 2024
Вы здесь: Главная | Библиотека | Статьи | История | Представители Карачая на службе в Собственном Его Императорского Величества Конвое
Представители Карачая на службе в Собственном Его Императорского Величества Конвое

Представители Карачая на службе в Собственном Его Императорского Величества Конвое

Представители Карачая на службе в Собственном Его Императорского Величества Конвое

Ш.М.Батчаев

Материалы VII Международных

Дворянских чтений.

Краснодар, 2011. С.95-100

Лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон (1828-1857) [Кав­казский эскадрон (1857-1882)], сформированный по указу Импера­тора Николая Павловича из представителей горской аристократии, как известно, предназначался для конвойной службы при Высочай­шем Дворе. Пройдя в течение нескольких лет службу в этом элитном подразделении, горцы, произведенные в большинстве своем в офице­ры, возвращались на Кавказ, где прикреплялись к казачьим и кава­лерийским полкам, либо поступали на административную службу. За время существования полуэскадрона в нем служили представите­ли практически всех народов Кавказа.

Количество карачаевцев, проходивших службу в Конвое, конеч­но, несравнимо с другими горцами. Тем не менее, их судьбы, на наш взгляд требуют своего исследования. На сегодняшний момент нам уда­лось выявить следующих представителей Карачая.

Карамырзаев (Карамурзин) Бек-Мырза Таусолтанович (около 1840 — после 1900 г.) родился в княжеской семье в с. Карт-Джурт. Получил начальное образование. Участвовал в Кавказской войне. Произведен в прапорщики 01.06.1864 г. В 1866 г. поступил оруженосцем в состав конвоя. 21.08.1869 г. в чине прапорщика вернулся на родину, где числился по милиции. Был награжден серебряной медалью «За служ­бу в Собственном Конвое Государя Императора Александра Николае­вича» [1]. Принимал активное участие в Русско-турецкой войне 1877- 1878 гг. Был субалтерн-офицером 1-й сотни пешей милиции горцев Баталпашинского уезда, участвовавшей в походе Марухского отряда русских войск через перевалы летом 1877 г. и освобождении Абхазии [2]. В представлении к награждению, составленном начальником Ба­талпашинского уезда капитаном Ф.А. Кузовлевым 28 ноября 1877 г., отмечалось «Всегда аккуратным и толковым исполнением поручений на службе милиции, возложенных на него, как хорошо знающего рус­ский язык,… обращал на себя внимание. Принимал участие в пере­стрелках под Сухумом. За таковую усердную и полезную службу пола­гал бы наградить чином подпоручика». Начальник Кубанской области генерал-лейтенант Н.Н. Кармалин выразил свое согласие и поддержал это ходатайство [3]. В 1878 г. за отличия в войне Б.-М. Карамырзаев был произведен в чин подпоручика милиции [4]. Впоследствии актив­но занимался общественной деятельности, был представителем селе­ния Ташкепюр, где проживал в последние годы.

Сары-Мырза Абдурахманович Боташев родился около 1849 г. в дворянской (узденской) семье в с. Карт-Джурт. Прошел «курс наук с отличным успехом в Каладжинской горской школе и весьма хорошо грамотен». С 19 лет служил всадником сотни Кубанской горской по­стоянной милиции. Имел «весьма хорошее состояние» [5]. В 1873 г.

был основным кандидатом на включение в состав Конвоя от Баталпа- шинского уезда, однако в окончательный набор не попал [6]. Прини­мал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В представлении его к награждению, составленном начальником Баталпашинского уезда капитаном Ф.А. Кузовлевым 28 ноября 1877 г., отмечалось: «Не состоя на службе и не получая никакого жалования, он, в тече­ние двух месяцев, находился при заведующем транспортом, помогая ему в исполнении всех лежавших на нем обязанностей. И как человек грамотный и горец был весьма полезен. За что полагал бы наградить малой Золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на гру­ди на Анненской ленте». Ходатайство было поддержано Начальни­ком Кубанской области генерал-лейтенантом Н.Н. Кармалиным, ко­торый, правда, заменил награду Серебряной медалью «За усердие» для ношения в петлице на Станиславской ленте [7]. Ею и был на­гражден С.-М. Боташев в 1878 г. [8]. В последующие годы С.-М. Боташев занимался общественной деятельностью.

Наиболее известен из представителей Карачая, служивших в Им­ператорском Конвое, Ислам Пачаевич (Хасанович) Крым-Шамхалов. Он родился около 1860 г. в с. Карт-Джурт. Его дед — правитель (олий) Карачая Ислам Ачахматович Крым-Шамхалов, подписавший дого­вор о вхождении Карачая в состав Российской Империи в 1828 г.

После ранней смерти матери (около 1871 г.) И. Крым-Шамхалов вос­питывался дядей по матери И.М. Урусбиевым в Баксанском ущелье, где получил домашнее образование (арабское письмо, основы мусульманс­кого вероучения, русский язык), его некролог указывает, что «как му­сульманин, он читал Коран и прекрасно знал по-арабски». В 1877 г. поступил на учебу в Ставропольскую мужскую гимназию (на горское отделение), где проучился два года [9]. В конце 1878 г. поступил на служ­бу в Собственный Его Императорского Величества Конвой, в последнем составе которого прослужил три года. Высочайшим приказом 8.10.1881 г. произведен в чин прапорщика [10]. Как служивший при Императоре Александре II, погибшем в результате трагедии 1 марта 1881 г., получил право на ношение жетона с вензелем Императора.

По окончанию службы вернулся на родину, занимался домашним хозяйством. В1891-1892 гг. работал конторщиком на руднике «Эль­брус» . В это время устанавливается его дружба с известным поэтом К. Л. Хетагуровым. После переезда на место будущего курорта Тебер- да в 1893 г. служил в лесничестве: в начале в качестве помощника, а затем заведующим Карачаевскими общественными лесами [11]. Вел борьбу с браконьерством и незаконной вырубкой леса [12].

Ислам Крым-Шамхалов вел активную общественную деятель­ность. В начале XX в. он был избран на должность общекарачаевско­го казначея. Затем был избран общекарачаевским доверенным («до­веренный Карачаевского народа») (1905-1909 гг.). В этом качестве участвовал в работе съезде Уполномоченных аульных обществ, где рассматривался земельный вопрос (2.02.1908 г.) [13].

И. Крым-Шамхалов сыграл решающую роль в развитии курорта в Тебердинском ущелье. Предложения о его развитии им было подготов­лены вместе с вторым доверенным Ахматом Байрамуковым и направ­лены наместнику Кавказа графу И.И. Воронцову-Дашкову в 1909 г. [14]. Как отмечается в некрологе, Крым-Шамхалов «путем реклами­рования и пропаганды, обратил всеобщее внимание» на этот курорт.

Ислам Крым-Шамхалов проявил себя также как мыслитель, дея­тель культуры и искусства. Он призывал мусульманские народы брать от Запада только те достижения, которые полезны народу — соци­альные, образовательные, научные достижения (горцу «нужно сде­латься научно просвещенным человеком»), но сохранять богатство своего духовного уклада (горцы должны «безусловно и обязательно оставаться горцами и по воспитанию, и по духовному складу») [15]. В дореволюционных публикациях о нем говорится, что Крым-Шам­халов «был поклонником Л.Н. Толстого».

Он внес значительный вклад в национальное изобразительное ис­кусство, являлся первым профессиональным художником Карачая. Поступал в «Училище ваяния, зодчества и живописи» (художествен­ную школу) в Москве, но в первый же год обучения заболел туберку­лезом и вернулся в Теберду (в 1898 г.). Обучался изобразительному искусству у знаменитого художника-передвижника Н. А. Ярошен­ко, который неоднократно посещал Большой Карачай, долины рек Эшкакона, Теберды, Зеленчуков; и написал до 25 произведений, в которых воплощены пейзажи и образы людей Карачая. В книге И.В. Мушкетова «Геологический очерк ледниковой области Теберды и Чхалты на Кавказе» (1896) помещены рисунки Крым-Шамхалова: «ВершинаБель-ала-кая»; «Вершина Домбай-Ульгена»; «Вершина ледника Птыш»; «Ледник Аманауз»; «Ледник Алибек-Ульген»; «Клухорская тропа»; «Клухорское озеро». В Кисловодском доме-музее Н. А. Ярошенко сохранилось два произведения Крым-Шамхалова — картина «Ярошенко на этюдах в Березовской балке» и гор­ный пейзаж. В разных источниках упоминаются его работы — пейза­жи «Чертов замок», «Уборка сена», «Домбай-Ульген», «Муху-Баши», «Бадукскиеозера», «Березоваяроща», «Лес», «Аманауз», «Озеро Кара-Кёль», «Сосна», образы людей — «Женщина с ребен­ком», «Сказитель», «Стариккарачаевец», «Стога», «Портретжен­щины», «Портрет юноши», «Мать и малыш». Его произведения экспонировались на художественной выставке в Москве [16].

Имеются данные о том, что Ислам Крым-Шамхалов являлся зачина­телем в культуре Карачая европейского музыкального искусства (хоро­шо играл на скрипке; обучался музыке у композитора Венявского) [17].

По имеющимся данным, свою литературную деятельность он на­чал с 16-17 лет, проявил себя как в поэзии, так и в прозе. Лишь в советское время впервые опубликованы его поэтические произведе­ния: «Волк и кот» (на карачаевском языке, 1926), «Из альбома» (на карачаевском языке, 1965), а в постсоветское — литературные пере­воды на русский язык стихотворений «На берегу моря», «Оживляя холодные камни…» (2003), «Сон», «Лев и слон» (2004) в переводе члена СП СССР и РФ А.А. Суюнчева. Из прозы сохранился рассказ «Карачаевское горе» (опубликован в 1910 г.). Ряд произведений был утерян после смерти автора [18].

Ислам Крым-Шамхалов проявил себя и как талантливый публи­цист. Известны его статьи «Новое богатство Карачая» (газета «Се­верный Кавказ», Ставрополь, 1896. №26), «Из Карачая» (газета «Кубанские областные ведомости», Екатеринодар, 1903. №100), «Письмо в редакцию» (журнал «Мусульманин», Париж, 1910. № 2. С.55-56). Имеются данные о литературно-переводческих работах (упоминается перевод басен Крылова) [19].

Вел И. Крым-Шамхалов и научную деятельность. Известны его селекционные опыты, направленные на возрождение национальных пород скота (в первую очередь — крупного рогатого). Он отмечал, что молоко коров карачаевской породы, даже при том, что они не имеют «ни теплого помещения, ни достаточного количества сена, никакого зернового корма» — превосходит по жирности (4,79%) молоко при­возного племенного скота (4,19%), живущего «при всем полученном комфорте». Им, первым среди карачаевцев в Теберде, был заведен об­разцовый сад [20].

Известны его усилия в области филологии; по публикации 1911г. известно, что он «работал над изобретением азбуки для карачаевско­го языка» на основе латинской графики [21].

И. Крым-Шамхалов собрал коллекцию полезных ископаемых края. Также активно содействовал геологической экспедиции про­фессора И.В. Мушкетова(1895г.), предназначенной обследовать рай­он Теберды-Домбая в связи с проектом прокладки железнодорожной трассы к Черному морю через Главный Кавказский Хребет (на участ­ке между р. Аманаузом и долиной Чхалты планировалась прокладка девятикилометрового тоннеля). И.В. Мушкетов писла о роли Крым-Шамхалова: «Он полезен мне был в организации каравана и подборе проводников, а также своими прекрасными рисунками наиболее ти­пичных, исследованных нами ледников» [22].

Помимо этого, Ислам Крым-Шамхалов осуществлял предприни­мательскую деятельность, был инициатором аграрного новаторства. Для создания первой в Карачае образцовой молочной фермы в январе 1895 г. он арендовал на 12-летний срок в Теберде земельный участок. Для непосредственного ознакомления с передовым молочным хозяй­ством страны Крым-Шамхалов совершил поездки в разные районы Центральной России, где посетил образцовые фермы А. Герна (Смо­ленской губернии), молочную школу Верещагина (с. Едимоновка Тверской губернии), отдел молочного хозяйства и скотоводства на Нижегородской выставке (1896 г.). Наладив свое сыроваренное про­изводство, Ислам посчитал необходимым на год нанять сыровара из школы Н. Верещагина — С. Морозова. Его сыроваренный цех (осна­щенный передовой для своего времени техникой типа сепаратора Аль- фа-беби «большого калибра») с 1896 г. выпускал несколько сортов сливочного масла, популярный сорт сыра «Бакштейн», который рас­купался нарасхват [23]. Он стремился наладить производство по пос­леднему слову экономической науки. И. Крым-Шамхалов был пер­вым карачаевцем, владевшим своим заводом (скипидарным) [24].

Умер Ислам Крым-Шамхалов в результате обострения туберкуле­за 3 декабря 1910 г. в Ялте, где был первоначально похоронен (на местном мусульманском, крымско-татарском кладбище) [25]. Три месяца спустя карачаевская делегация (во главе с А.М. Байрамуковым) перевезла его из Крыма в курорт Теберду, где И. Крым-Шамха­лов был похоронен вторично (могила находится на общественном кладбище Джамагъат на правобережье р. Теберды) [26].

На сегодняшний день выявлены, таким образом, два карачаевца, которые прошли службу в Императорском Конвое. Новые разыска­ния, возможно, позволят расширить этот список.

Примечания

  1. Государственный архив Краснодарского края(ГАКК). Ф. 396. Оп.1. Д. 2089. Л. 335об.
  2. ГАКК. Ф. 396. Он. 1. Д. 2256. Л.5.
  3. ГАКК. Ф. 396. Оп.1. Д. 2089. Лл. 335об-336.
  4. Приказы по Кубанскому казачьему войску за 1878 г. № 355
  5. ГАКК. Ф. 454. Оп.7. Д. 169. Л. 15.
  6. Там же. Л. 62 об.
  7. ГАКК. Ф. 396. Оп.1. Д. 2089. Лл.237-238.
  8. Приказы по Кубанскому Казачьему войску за 1878 г. № 447.
  9. Памяти умершего в Ялте Ислам-бия Крым-Шамхалова // Мусульма­нин. — 1911. — № 6-7.
  10. Вершигора АД. Горские офицеры и полные георгиевские кавалеры Кубанского казачьего войска и территории Кубанской области на службе России (конец XVIII — начало XX в.). / http://slavakubani.ru/
  11. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX — начала XX в. Избранное. Сост., пред., комм. Т.Ш. Биттировой. — Нальчик: «Эльбрус», 1993. — т.1. С. 123.
  12. ГАКК. Ф. 454. Оп.1. Д. 5295.
  13. Хатуев Р.Т. Ислам-Бий. — Черкесск, 2009. С.44.
  14. Архив Карачаевского научно-исследовательского института. Ф. 12. Д. 51. Л. 5-6.
  15. Письмо И. Крым-Шамхалова — Мусульманин — 1910-, №2. С. 55-56.
  16. Баразбиев М.И. Генеалогия Ислама Крым-Шамхалова // Генеало­гия Северного Кавказа. — 2002. — № 4.
  17. Хатуев Р.Т. Ислам-Бий. С.77.
  18. Суюнчев А. «Я вместе с друзьями нес факел просвещения» // Эксп­ресс-Почта. — 2004. — 22 апреля
  19. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX — начала XX в. Избранное. Т.1. С. 124.
  20. Шаманов И.М. Земледелие и земледельческий быт карачаевцев // Из истории сельского хозяйства Карачаево-Черкесии. — Черкесск, 1971. — С.92, 93
  21. Памяти умершего в Ялте Ислам-бия Крым-Шамхалова // Мусуль­манин. 1911. № 6-7
  22. Мушкетов И.В. Геологический очерк ледниковой области Теберды и Чхалты на Кавказе. — СПб. 1896. С.З.
  23. ГАКК. Ф. 454. Оп.2. Д. 946. Лл.9-12
  24. Тебуев Р.С. Зарождение промышленности в Карачаево-Черкесии (40-е гг. XIX в. — 1917 г.). — Черкесск, 1975. С. 147
  25. Мусульманин. -1911. — № 1.
  26. Личный архив автора.

 

 

Вверх