Пятница , 26 Апрель 2024
Вы здесь: Главная | Библиотека | Статьи | Археология | Погребальные памятники Кавказа как источник по истории адыгских народов
Погребальные памятники Кавказа как источник по истории адыгских народов

Погребальные памятники Кавказа как источник по истории адыгских народов

В 2018 году увидел свет объемный труд кандидата исторических наук Дружининой Инги Александровны, который стал итогом многолетних археологических исследований погребального обряда адыгов эпохи средневековья и нового времени. В своей работе автор анализирует и обобщает материалы из грунтовых и курганных могильников Северо-Восточного Причерноморья и Северного Кавказа XIII–XVIII вв., которые в историографии рассматриваются как адыгские.

Археологические и антропологические материалы однозначно указывают на поликультурный и полиэтничный состав населения Северо-Западного Кавказа, сложившийся к началу монгольских завоеваний.

Большое внимание уделяется также и памятникам Центрального Кавказа. В частности, выявлены инокультурные, иноэтничные компоненты обряда, прежде всего, заимствованные адыгами в ходе освоения территории Центрального Предкавказья. В ряде случаев поставлен вопрос о необходимости пересмотра этнокультурной атрибуции могильников и отнесения их к памятникам соседних с адыгами этнических и культурных общностей и народов.

Как отмечает Дружинина, археологические материалы позволяют проследить особенности этнокультурных процессов, протекавших на Северо-Западном Кавказе XI–XIII вв., не отраженные в письменных источниках, в частности условия формирования историко-культурной общности, известной под названием черкесы.

 

Основные выводы работы

На протяжении XIII–XIV столетий в Северо-Восточном Причерноморье и Закубанье по материалам погребальных памятников фиксируются четыре основные погребальные традиции, которые связаны с проживавшими в регионе различными этническими группами. Эти традиции не были статичны или закрыты для внешнего воздействия, напротив, они динамично изменялись. Изменения отражают протекавшие на Северо-Западном Кавказе процессы этнокультурного взаимодействия, а также эволюцию погребальных обрядов каждой из этнических групп.

С первой традицией, истоки которой прослеживаются в материалах некрополей Северо-Восточного Причерноморья, по меньшей мере, с эпохи раннего средневековья, связаны погребения в каменных ящиках. Данная группа памятников оставлена зихскими племенами. Могильники с каменными ящиками второй половины XIII в. занимали территорию от района Ново-Михайловского до окрестностей Геленджика. Характеризуются следующими чертами: погребения грунтовые, преобладает северная ориентировка, в изголовье погребенных устанавливали керамические сосуды.

Со второй традицией связан обряд кремационных погребений, основными носителями которого в XIII в. являлись ассимилированные потомки тюркских или угорских племен, с которыми предположительно можно соотнести известных по письменным источникам середины X в. жителей «страны Папагия», которые после развала Хазарского каганата сливаются с местными племенами – касогами, принимая и их имя. Носители обряда кремаций занимали территорию на побережье – в районе Геленджика и Новороссийска, а также населяли предгорья и часть степной зоны Западного Закубанья.

С третьей традицией связаны подкурганные ингумации с восточной или западной ориентировкой погребенного, в деревянных погребальных конструкциях, в том числе в колодах, или без них. Захоронения совершались в ямах или впускались в насыпи. В составе погребального инвентаря нередко присутствуют предметы конской упряжи. Эта традиция привнесена в регион кочевниками половецкого племенного союза, а также другими кочевыми коллективами. С данной группой населения связано распространение в регионе курганного обряда, практики возведения вокруг насыпи обкладки из поставленных на ребро камней и подпрямоугольных оградок, ориентированных углами по сторонам света. Наибольшая концентрация погребений третьей группы локализуется в районе Новороссийска. Появление на территории степного Закубанья могильников с впускными ингумациями с восточной ориентировкой погребенных и предметами конской упряжи в вещевом комплексе может быть рассмотрено как свидетельство проникновения кочевников и во внутренние районы Северо-Западного Кавказа.

Четвертую традицию представляют грунтовые ингумации с западной ориентировкой, локализующиеся в устье р. Псекупс, а также в предгорьях Закубанья. Эти памятники оставлены оседлыми местными племенами, известными в письменных источниках как жители Касахии и Страны Каса, кашаки, касоги.

Смешение и наложение этих четырех основных погребальных традиций приводило к формированию различных вариантов погребальных обрядов и локальных групп памятников.

С полным текстом работы можно ознакомиться здесь: ссылка для скачивания.

Вверх