Пятница , 20 Октябрь 2017
Вы здесь: Главная | Библиотека | Статьи | Этнография | Генеалогические предания о потомках Гуру – ула из Верхней Балкарии

Генеалогические предания о потомках Гуру – ула из Верхней Балкарии

Генеалогические предания о потомках Гуру – ула из Верхней Балкарии

А.А. Максидов

В основе истории государств лежит история народов — субъектов этого государственного образования. А история народов складывается из истории родов, племен, фамилий, семей, отдельных личностей.

История это зеркало в котором отражается вся прошлая жизнь народа и не только внешняя сторона этого прошлого, но и вся внутренняя бытовая жизнь народа, и не одна базовая, материальная сторона, но и сторона духовная.

Исследуя отдельные явления и факты в истории народа, историки, генеалоги невольно соприкасаются с составными частями народа, с теми, которые непосредственно делают историю, т.е. с отдельными родами, племенами, фамилиями, семьями, личностями.

Личность — эта и есть та ячейка – из которой вышла семья, превратившаяся сначала в род, затем постепенно образовавшая родовой союз – племя, и, наконец, государство, как высшую форму общежития, которая в конце концов поглотила и растворила в себе как отдельные семьи, роды, так и отдельные личности, подчинив их совершенно своему авторитету и своей власти.

Философы, осмысливая себя и свое место в жизни, “человек” – личность, всегда и во все времена хоть один раз в жизни задают себе один и тот же вопрос: Кто есть – Я, какого рода, племени, кто мои родители, из какой местности, страны, государства? Какова история моей семьи, моего рода – племени, села, города, страны, государства в котором живу – Я –.

Отвечая на эти вопросы, генеалоги строят свою работу строго на достоверных документах и других источниках для доказательства родства существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от имущественного положения этих лиц.

Доказывая родство между потомками и первопредком (родоначальником) генеалогия одновременно исследует и фиксирует не только дату рождения и смерти, место рождения, имена и фамилии родителей, исторические деяния, экономические, политические, материальные и социальные положение исследуемого лица, но и документально регистрирует дату рождения, место рождения, имена и фамилии потомков первопредка к моменту исследования данной личности.

Исследования генеалога облегчается, когда письменные источники зарегистрировали годы жизни и деятельности исследуемой личности. А что делать тогда, если нет этих источников, если они не сохранились.

Здесь на помощь генеалогу приходят мифы и легенды, песенно – поэтическое творчество, фольклор, былины, этногенетические и генеалогические предания, бережно хранимые в памяти народа и записанные учеными – историками, фольклористами или просто любителями старинных преданий и легенд.

Эти предания и легенды передавались старшими из поколения в поколение. В них зачастую точно указывается ареал расселения, топонимические названия местности, миграционные процессы и их направление, происхождение этнонимов, название родов, имена родоначальников.

Правда, чем дальше от нас имена первопредков, тем больше вероятность искажения их имен, преувеличение их деяний, локализация их места пребывания, датировка времени, но в конечном итоге важно то, что память народа доводит до нас, отголоски тех далеких времен, в которых реально жил и творил первопредок. В генеалогических изысканиях, используя предания и другие письменные источники, всегда можно найти искомое “зерно”.

И чем ближе до нас по времени генеалогические предания, тем вероятнее соответствие исторической реальности жизни и деятельности исследуемого первопредка, тем более, что, как правило, их не сложно подтвердить письменными источниками.

Переходя непосредственно к историко-генеалогическому исследованию происхождения рода Шукаевых и их первопредка Гуру – ула из селения Коспарты, что в Верхней Балкарии, нам показалось убедительным использовать полевые материалы записанные в селеньях Верхняя Балкария (Коспарты), Бабугент, Кашхатау, Герпегеж, Жемтала, Лескен, Урвань, Яникой, Хасанья, Белая речка, Вольный аул, г.Нальчик и многих других населенных пунктах, в которых проживают потомки Гуру – ула из Каспарты.

В материалах информантов – представителей родов Шукаевых, Гасиевых, Туменовых и Жакеевых, чьим общим родоначальником считается уздень Гуру – ула, и, записанных нами материалах содержатся сведенья практически по всем вопросам общественного строя, быта, семейных отношениях, истории Верхней Балкарии, социальным сословиям, истории родов, фамилий, отдельных личностей, сведения о первопоселенцах и т.д., т.е. по всем вопросам касающихся темы исследования.

При этом мы расположили материал в том хронологическом порядке, в котором они были записаны в журнале “Полевые материалы” №6 за 1998 – 1999г.

Изложенный материал мы старались подтвердить достоверными письменными источниками и архивными материалами, имеющимися в нашем распоряжении. Насколько наша работа будет убедительна судить специалистам.

В заголовок настоящего историко- генеалогиеского исследования взята строка не из поэтического произведения, а слова простого крестьянина – Горуа, прожившего непростую, сложную, трудовую жизнь. С него и начинается наше историко – генеалогическое повествование.

1.Шукаев Орусбй Гилуевич – 1922 года рождения

“…нас горы Кавказа веками хранили. Малкары древний народ. Здесь мы живем 700 лет, наверное, больше. Малкара сын Болат привел наш народ через Дюгор. Когда он пришел сюда, здесь был большой лес, большие деревья. Четыре батыра за руки держались вокруг дерева. Много туров было, диких кабанов, медведи людей уносили…

…Болат построил крепость. Она еще стоит, правда стены уже развалились. Старая крепость. Дорогу к нам тогда никто не знал. Вниз дороги не было, горы и ущелье глубокое. Это потом дигоры дорогу на Кашхатау строили. Много людей упало в ущелье тогда.

Сын Болата Басиат – улу дорогу строил к эбзеям (грузинам). Тогда много эбзеев к нам приходили. Много товара привозили. У нас шерсть, шкуры покупали. Когда построили дорогу в Кашхатау к нам кабардинцы стали приходить. Брали в жены наших женщин и наши тауби женились на их сестрах. Когда урусы пришли к кабардинцам, они стали ходить через нашу долину к эбзеям. Мой отец рассказывал, что он слышал от деда, как у нас много лет жил царь эбзеев Тимур. Потом он вернулся домой. Его русские казаки проводили. Он отблагодарил Баслата и его народ, построив дорогу к эбзеям и разрешив торговать в их городах.

Среди узденей сына Басиата Айдаболы был и наш атаул Гуру – ула. У Гуру – ула было четыре сына: Гасы, Тумен, Жаке и Шука. Мы все были Гуруевы. Когда русские стали писать наши фамилии, имена четырех братьев были записаны как фамилии. А так мы все Гуруевы.

Мы все вместе жили в одном квартале в селении Коспарты одной семьей. После революции все разошлись. И сегодня мы знаем, что мы все родственники и не женимся друг на друге.

Нас всегда учили старшие, знать своих предков до седьмого колена. Я хорошо помню моих прямых предков:

Гуру — Шука — Бузды — Кудай — Баязрука — Хараби — Гилу — Орусбий.

Я хорошо знаю своего брата Ших, его в 30-х годах объявили кулаком и отобрали все имущество. Он умер в 1948 году в Казахстане. По болезни я не попал на фронт и видел все, что происходило у нас не Череке в 1942 году. Много людей были безвинно расстреляны. Убили безвинно и Кицинау Шукаева. Он шел из Коспарты в Кашхатау по делам сельского совета, где работал писарем.

Хорошо помню, как выселяли 8-го марта 1944 года. Это была большая беда для балкарского народа. Нас изгнали со своей родины. Эти Горы веками защищали нас от врагов. Если бы не эти горы, то нас как народ, наверно, не было бы на свете. Мы, балкарцы, как Аллаху, молились горам. Пока горы стоят, и наш народ будет жить.

У меня восемь детей, четыре из них сыновья, а у них тоже сыновья. Пока горы живы и потомки Гуруевы будут жить…”

2.Шукаева (Хауцукова) Халимат Мухаматовна 1914 года рождения

“…В семье я была шестым ребенком и была ростом ниже всех. Все меня любили. Мой отец Мухамат часто брал меня на руки и рассказывал о себе, о матери и об отце своем. О селе, где он родился, знал только понаслышке. В девятилетнем возрасте он заболел оспой и ослеп. В семнадцатилетнем возрасте он пропал и отсутствовал долгих девять лет. Никто не знал где он и что с ним случилось. Все думали, что он упал в пропасть и разбился, или, что его съели волки. В те годы в окрестностях Коспарты было много волков.

Первенец Ортабая, имя которого не дошло до нас, был унесен матерым волком и съеден. Долго потом Ортабай выслеживал этого волка, и, наконец, убил. Убив, закопал на фамильном кладбище, где хоронили всех из рода Гуруевых. Совершив этот обряд, он не сомневался, что его первенец, попавший во чрево волка, стал частью дикого зверя. И теперь кости и тело (подразумевается и тело первенца) покоились на кладбище.

Ортабай думал, что и его ослепший сын Мухамат стал жертвой дикого зверя.

Однажды из Нальчика в Каспарты прибыл гонец, который сообщил, что вместе с поломниками из Турции прибыл слепой эфенди Мухамат Шукаев, который просит родных забрать его в Каспарты.

Родственники в этот же день снарядили арбу за Мухаматом в Нальчик. Через неделю вернулись посланцы в Коспарты вместе с пропавшим девять лет назад Мухаматом. Радости не было конца. Собрался весь род Гуруевых на…курманлык и праздновали возвращение эфенди Мухамата семь дней и ночей.

Весть о возвращении из святых мест слепого Мухамата Шукаева разнеслась по всей Кабарде и Балкарии. Все удивлялись тому, что слепой Мухамат смог добраться до святых мест, изучить весь Коран наизусть и вернуться на родину.

Не долго наслаждались родные и близкие присутствием Мухамата в Коспарты. По распоряжению верховного кадия Кабарды Шеретеопова Мухамата назначили муллой селения Кайсын – Анзорово, где незадолго до этого скончался сельский мулла.

К месту службы священнослужителя эфенди Мухамата выехали из Коспарты брат Сальман и младшая сестра Салихат. Они оба должны были заботиться о старшем брате и ходить в поводырях, когда Мухамат посещал мечеть и похороны односельчан.

Сам Мухамат был высокого роста, светлолицый, подтянут и крепок. Если бы не прикрытые веки, а за ними вечная темнота, то красивее и престижнее жениха не было бы во всем Кайсын – Анзорово.

Не знаю, как это случилось, отец и мать никогда об этом не рассказывали, но Лиева Кура из Кайсын – Анзорово, однажды увидев Мухамата, уже не смогла без него жить. Долго не решался ответить Мухамат на любовь девушки, но потом сдался безоговорочно и они поженились. Младший брат Мухамата Сальман, также женился в этом селе на Балкаровой Хабидат, а Салихат вышла замуж за брата Балкарова Канамата. Так Сальман и Канамат обменялись сестрами.

Отец часто рассказывал о нашей родословной. Я помню всех, кого он называл нашими прямыми предками:

Гуру — Шука — Бузды — Кудай — Долатуко — Ортабай — Мухамат — Амин — Алик.

Еще с детства он предупредил всех нас, что Гасиевы, Туменовы, Жакеевы, все они наши братья и сестры, поэтому с ними вступать в брачные отношения мы не можем.

За годы совместной жизни мать и отец крепко подружились и не могли жить друг без друга. Воспитывали они нас в строгости. Мать выучила, как и отец, весь Коран наизусть. Сама она была искусной гармонистской и грамотной.

Благодаря матери мы все выучили кабардинский язык и можно сказать полностью ассимилировались.

После Кайсын – Анзорово наш отец служил в мечети Белая речка. Когда закончился срок службы, и мы возвращались на четырех арбах в Коспарты, вечером, перед заходом солнца, наш обоз остановился у села Урвань на ночлег. Отец распряг волов и пустил их пастись привязанных друг к другу за рога, а сам расстелив намазлык, стал молится. Мимо проходил Мурат Карданов из селения Мисостово (Урвань). Увидев молящегося Мухамата он быстро удалился, пришел к старейшинам села и сообщил, что в селе нет священнослужителя, а не далеко от села остановился обоз проезжающего эфенди.

Утром старшина села в сопровождении остальных старейшин пришел к месту стоянки обоза и попросил Мухамата остаться в селе священнослужителем. Посоветовавшись с женой Мухамат дал свое согласие и Шукаевы поселились навсегда в селении Урвань ( Мисостово).

Сельское правление выделило Мухамату частное домовладение, назначило соответствующее его сану. денежное содержание.

Вот так балкарец Мухамат, женившись на кабардинке, и, поселившись в кабардинском селе, стал основателем кабардинской ветви Шукаевых.

Это решение в 1944 спасло семью Мухамата от сталинской депортации. А было это так.

Восьмого марта 1944 года к нам в дом зашел офицер НКВД и объявил, чтобы мы срочно собрали все документы и необходимые вещи для переправки в Среднюю Азию.

Мухамат был болен и лежал в постели. Над его кроватью висела фотография сыновей в военной форме. В это время все они четверо сыновей: Хамзат, Исса, Амин, Жагфар воевали на фронтах ВОВ. Офицер, сняв со стены фотографию, спросил: “Кто они, старик”. – “Мои сыновья”, гордо ответил Мухамат. “Ты мусульманин”, – задал второй вопрос офицер.

— Мусульманин, ответил отец.

— Тогда скажи честно, ты кто по национальности?, – спросил НКВД-ешник.

— Кости мои балкарские, тело и дух кабардинские, – что хочешь то и думай, – ответил отец.

— Тогда оставайтесь, о вас я особо доложу руководству, – сказал офицер и ушел.

Больше нас не беспокоили. Но мы страшно переживали за своих родственников из Балкарии и все тридцать лет думали о них.

Отца не стало в 1949 году, он умер с мыслью о судьбе своих братьев находящихся в изгнании.

Когда балкарцам было разрешено вернуться на свою родину, все Шукаевы балкарцы приехали в Урвань и долгое время жили у нас.

Амин Мухаматович, мой старший брат, работал в то время на ответственных партийных должностях, и он помог всем своим родственникам в обустройстве в селении Бабугент. После выселения Шукаевы так и не вернулись в Каспарты…?

3. Гасиев Исхак Ахмадович 1930 года рождения

“…Старшие рассказывали, что Бингур Гуруев пришел в Черекское ущелье, скрываясь от кровной мести. В то время Верхне – Балкарская равнина не была заселена. Среди первых переселенцев из племени Малкар был и наш предок Бингур Гуруев. У него было четверо сыновей: Гасы, Тумен, Жаке и Шука. Все они жили в одном большом дворе и вели совместное хозяйство. Кто занимался животноводством, кто-то заготавливал корм для скотины, кто-то обрабатывал землю, а Гасиевы занимались обменом натурального хозяйства на промышленные товары. Ездили в соседнюю Осетию, Сванетию, в Кабарду и привозили необходимые товары.

Часто братья Гасиевы оставались у соседей и создавали там свои семьи. Так сейчас Гасиевы проживают в Осетии и Ингушетии, Карачае и Сванетии.

Говорят все они Гуруевы. От прадеда к внукам передавались имена наших предков. Я помню от отца имена своих предков:

Гуру — Бенгур — Гасы — Махош — Заурбек — Иса — Ахмат — Исхак.

Сейчас у молодежи интерес к предкам велик. Хорошо, что есть такие ученые, которые записывают родословную фамилий. Записанное никогда не пропадает. Наши потомки будут помнить о нас.

Род Гуруевых как я уже говорил, жили большой семьей. Отец рассказывал, что наш род имеет родовое кладбище. Это кладбище подобно большой пещере, где хоронили всех умерших из рода Гуруевых.

Когда пришла чума в долину, она постепенно перешла и в горы, все заболевшие этой страшной болезнью уходили в эти пещеры, ложились там и ждали своего часа. Этим поступком они сохраняли жизнь тем, кто мог заболеть, ухаживая за ними.

Наше родовое кладбище и сейчас можно отыскать в развалинах Каспарты…”

4. Гасиев Ибрагим Масхудович 1926 года рождения

“..Мой отец прожил 120 лет и умер в 1961 году. Он рассказывал, что предок Гуру пришел из Дюгор, селения Бурган в Осетии. Сначала он жил в местности Салты, а затем обосновался в Каспарты. Из четырех сыновей Гуруева больше потомков было у Гасы. Его 18 детей разъехались по всему Кавказу. В Осетии Гасиевы ведут свою родословную от Гасы Гуруева из Черекского ущелья. Гасиев Майрам, министр внутренних дел Северной Осетии, составил свою родословную, предком своим он считает Гуру из Верхней Балкарии.

Хорошо помню свою родословную до седьмого колена:

— Гуру — Бенгур — Гасы — Махош — Заурбек — Иса — Масхуд — Ибрагим

Еще в тридцатых годах весь род Гуруевых собрался на курманлык весной, когда цветет верба (тал). Потомки Гуру — Гасы, Тумен, Жаке и Шука готовили эти праздники поочередно. Последний праздник провели Туменовы, на следующий год должны были организовать Жакеевы, но “сталинская” коллективизация напрочь испортила праздник сбора рода — курманлык.

У Гуруевых существовал такой обычай. В один из праздничных дней старший из рода собирал в большем дворе всех родственников прибывших на праздник курманлык, включая женщин и детей. Кто-то из младших приносил из леса свежий побег вербы и подавал его старшему.

На виду у всех старший из рода медленно сдирал кожицу от верхушки к утолщению, так, что полости кожицы, свисали лохмотьями вниз. Закончив процедуру очищения побега вербы от кожицы старший из рода произносил слова клятвы верности роду Гуруевых и за ним повторяли и стар и млад.

Смысл обряда означал: кто нарушит клятву верности, дружбы, взаимовыручки, взаимопомощи рода, кто опозорит честь рода, с того будет снята кожа как с молодого побега этой вербы…”

5. Жакеев Султан Кичиевич 1925 года рождения

“…Потомки Гуру жили одним большим кварталом. Двор Гасиевых был крышей Туменовых, двор Туменовых крышей Жакеевых, двор Жакеевых крышей Шукаевых.

Недалеко, выше Гасиевых, располагался склеп Гуруевых. Это были небольшие башни с тоннелями и переходами под землей. Здесь хоронили умерших, немощные старики и старухи сами уходили умирать в эти подземные тоннели. Сейчас все это разрушено.

С детства я запомнил свою родословную. Вот она:

Гуру — Бенгур — Жаке — Сеид — Шабата — Мацу — Кичи — Султан

Последний сбор (курманлык) рода Гуруевых должны были организовать Жакеевы, но в назначенное время умерла одна из старших фамилий и праздник был отложен. А после, в советское время, праздник не проводился. Так за нами остался праздник курманлык. Думаю, что еще проведем, когда выйдет книга о Шукаевых.

6. Туменов Адельбий Мазанович 1922 года рождения

“…Все, что я расскажу мне говорил отец, а кое-что я сам видел и запомнил…

Во времена Гуру фамилий не было. Все Гуруевы жили в одном дворе и их всех звали по именам прибавляя, что он Гуруев.

Когда он состарился, уже болел, собрал своих детей: старшего Гасы, второго Тумена, среднего Жаке, младшего Шука и объявил им, что он уходит в мир вечности, и настало время каждому из них иметь свою фамилию. “Пусть имя ваше будет вашей фамилией”, – сказал он. Однажды рано утром он ушел в родовой склеп, лег рядом с отцом и умер. Перед смертью он завещал своим сыновьям, чтобы они собирались ежегодно на курмалык и давали клятву верности роду и племени малкар, как это делали и его далекие предки…

Последний раз Гуруевы собрались на курмалык у Бекмурзы Туменова в 1927 году. В этот год собрались 170 членов рода Гуруева. Зарезали быка и клялись на вербе (тала). Бекмурза как старший молился за то, чтобы на следующий курманлык их было больше.

“Я хорошо помню свою родословную до седьмого колена”: – говорит Туменов Адельбий Мазанович.

Гуру — Бингур — Тумен — Аслантоп — Газау — Алхас — Бекмурза — Мазан — Адильбий

..Был такой обычай на Кавказе: ходить по селам и собирать на поездку в Мекку. Сын Ортабая Мухамат незря ходил по селам северного Кавказа, и, собрав средства, посетил Мекку. Пробыл он там долгое время и вернулся святым. Он не вернулся в Коспарты, а остался в Кабарде и все его потомки стали кабардинцами. Все его дети стали сильными личностями. Ими гордятся как кабардинцы, так и балкарцы…”

Генеалогические предания опрошенных нами информантов можно было продолжить и дальше, однако все они, как и предыдущие, как правило повторяются и несут в себе очень существенный генеалогический материал. информационный материал.

Анализируя собранный в ходе историкогенеалогического исследования рода Гуру – ула и его потомков, авторы пришли к следующим выводам:

1. Несмотря на художественное обрамление, наслоения художественного вымысла, в основе генеалогических преданий представителей рода Гуруева лежат отголоски исторических фактов, имевших место в древности и, особенно в эпоху феодального развития балкарского общества.(5)

Для подтверждения данного положения приведем выдержки из “Описания административного деления и управления Кавказом, быта, нравов и обычаев народов Кавказа за период с 1796–1803гг. составленный историком П.Г.Бутковым.

…Балкарцы имеют древних собственных владельцев фамилий Басиат, которые подобно владельцам…связи. В 1794 году в фамилии Басиат насчитывалось до 26 человек, и старший между ними был Солтан – мат Каншаов…

…Население сего племени простирается до 2000 домов. Главное их селение называется Басиат по фамилии их владельца. По сему грузины называют им население басианами. Зависящие от главного прочие… Гобсарт, Адшалча, Мохаул и Холам…

…В 1878 году балкарские народные владельцы Исса, Кырыулз (Гуру – ула ? А.М. М.А.), Мауст и Сколты явились генерал — поручику Потемкину с … (6)

2. Во всех записанных авторами генеалогических преданиях о роде Гуру – ула присутствуют миграционные мотивы и локализация места первопоселения. Нет сомненья в том, что эти предания основаны на каких-то исторически реальных фактах. (7)

“Ущелье реки Черек считается первоклассным местом поселения балкарцев” переселившихся в эти места из равнинной части предгорья Кавказа. Во второй половине 19-го столетия первый балкарский историк и просветитель Мисоет Абаев в своем историческом очерке о Балкарии записал древнюю легенду о родоначальнике балкарцев — Малкар. (8)

В легенде содержится и некоторое исторически достоверное “зерно”, первоначальная чистота которого засорена позднейшими добавлениями и вымыслами. (9)

Многие исследователи истории последнего десятилетия отождествляют этнонимы “малкар”, “балкар” с болгарами. “К тому же первые упоминания в источниках о болгарах связаны с Кавказом. (10)

О Балкарском ущелье русские источники заговорили в начале XVII века. “Так в послевоенном приказе за 1629-й год говорится о владениях балкарских князей”. (11)

В 1743-м году русские источники сообщают о “власти Малкар в вершинах реки Черек (12), в 1765 году – о народе “балкар”, который находится по соседству с “Дюгором”. (13)

3. В генеалогических преданиях представителей рода Гуру – ула, часто затрагивается общественный быт и патронимическая организация – “тукъум” Гуру – ула, которая по их утверждению существовала с древних времен до 1927 года, значение которой не утрачено и сегодня.

Это сообщение подтверждается крупными исследователями быта и общественной организации народов Северного Кавказа М.О. Косвеном и А.И.Мусукаевым.

Тукъум Гуру – ула представлял собой, как и другие патронимические (тукъумы) балкарцев, коллективы родственных семей, в которые входили родственники по крови — Гасиевы, Туменовы, Жакеевы и Шукаевы, так и по браку и “объединившихся различной степенью экономических, социальных и идеологических отношений”. (14)

По определению А.И.Мусукаева тукъум Гуру – ула можно обозначить термином “атаул” (буквально обозначающий от одного отца). Все информанты из тукъума Гуру – ула подтверждают это определение и выводят фамилии Гасиевых, Туменовых, Жакеевых, Шукаевых — сыновей Гуру – ула, от основателя тукъума — Гуру – ула. (15)

4. В том, что информация о своем первопредке достоверна, указывает и таблица нисходящего родства тукъума Гуру – ула, составленная авторами исследования по информации представителей фамилии Гасиевых, Туменовых, Жакеевых и Шукаевых.

Screenshot_2015-06-18-12-59-18

 

 

Все информанты без исключения перечисляют 7-8 поколений по нисходящей от первопредка Гуру – ула. Основываясь на законах научной генеалогии, относящихся к таблице нисходящего родства: на сто лет попадает деятельность трех поколений. В данном случае нам известны имена одиннадцати поколений. Это соответствует 350-ти годам. Из одиннадцати поколений нам известны годы рождения 4-х поколений. О лицах помещенных в росписи между первым и седьмым, нам ничего не известно. Если взять отрезок времени между первым первопредком и седьмым потомком, у нас получится 210 лет деленные на 7, примерно около 31,5. если в результате получается цифра 30 или близкая к ней (т.е. 28-33), такая родословная таблица будет считаться достоверной. (16)

В данном случае можно утверждать, что таблица родословной росписи Шукаевых достоверна.

Исходя из этих же законов, мы можем установить и приблизительные годы жизни семи поколений Шукаевых неизвестные нам, и таким образом установим годы жизни их первопредка Гуру – ула.

Нам известен год рождения Амина Мухаматовича Шукаева – 1905 год. Отнимаем от этого года 30 лет – получается – 1875-й год. Этот год рождения Мухамата. Год его рождения мы имеем в зарегистрированных источниках. Неизвестны годы рождения семи поколений по нисходящей от Гуру – ула т.е. –30 x 7 = 210. если от 1875-го года отнять 210, получится 1665 год. Этот год можно считать годом рождения Гуру – ула. Таким образом, эти данные не разнятся с источниками, в которых упоминается имя некоего Бингура Гуруева, возможно, потомка Гуру – ула, жившего во второй половине XVII века в Черекской долине в селении Каспарты.

«ГЕНЕАЛОГИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА». Историко-генеалогический научно-реферативный независимый журнал. №10 С. 83-99

Вверх